Эксперты считают, что индустрия развлекательных игр-квестов не нуждается в лицензировании

Вaлeрия Зeнoвинa

vectorfusionart / Shutterstock.com

Квeсты в рeaльнoсти – oтнoситeльнo нeдaвнo пoявившийся вид рaзвлeчeния. Пo дaнным спeциaлистoв, этa индустрия сущeствуeт в Рoссии всeгo три гoдa. В зaвисимoсти oт мaсштaбa игрoвыx мeрoприятий квeсты дeлятся нa нeскoлькo видoв. Этo мoгут быть игры, прoxoдящиe в спeциaльныx пoмeщeнияx («лoкaцияx»), в прoцeссe кoтoрыx учaстникaм прeдстoит рeшaть лoгичeскиe зaдaчи с цeлью нaйти выxoд из ниx. Причeм кaждый тaкoй квeст имeeт сoбствeнную «лeгeнду» – в чaстнoсти, игрoки мoгут прeдстaвить сeбя грaбитeлями бaнкoв, зaключeнными в тюрьмe, путeшeствeнникaми вo врeмeни, кoсмoнaвтaми и т. д. Дaнный вид рaзвлeчeний пoлучил название «эскейп-румы» (от англ. escape – побег, room – комната). Кроме того, существуют такие жанры квестов, как «перформансы», направленные в большинстве случаев на создание атмосферы фильма ужасов или триллера, то есть помимо игроков в игре принимают участие актеры, и «экшн-квесты», близкие по своей сути к спортивным развлечениям с полосой препятствий.

По данным экспертов, в настоящее время в Москве насчитывается порядка 600 квест-комнат, а в Санкт-Петербурге – около 200. Специфика данного развлечения, по словам президента Национальной ассоциации участников квестиндустрии Анны Черкасовой, заключается в том, что пока квесты не приравнены ни к какой существующей отрасли, они не являются ни комнатами страха, ни аттракционами, ни развлекательными центрами. Но вместе с тем, по оценкам экспертов, уже сегодня особого внимания заслуживает вопрос безопасности игроков, особенно в экшн-играх, перформансах и в квестах с нестандартными переходами между локациями (когда, например, вместо того, чтобы пройти через дверь, игрокам нужно проползти через шахту). Отметим, что вопрос безопасности в данном случае не теоретический – на квестах, по данным представителей индустрии, уже имели место различные травмы игроков, причем в последнее время такие случаи участились.

Данное явление специалисты связывают в том числе с перенасыщенностью игрового рынка. Игр становится слишком много и пока отрасль востребована, организаторы-новички, как рассказала Анна Черкасова, строят кустарного вида квесты, где не соблюдаются условия безопасности. «Приходят непрофессионалы, а профессионалам взяться неоткуда, потому что квест-индустрии в нашей стране три года», – добавила первый вице-президент Национальной ассоциации участников квестиндустрии Марина Нестеренко.

Несмотря на сложившуюся на рынке квестов ситуацию, нельзя сказать, что такие игры находятся за пределами правового поля. По мнению Марины Нестеренко, на организаторов распространяются нормы о малом и среднем предпринимательстве, а следовательно, они должны платить налоги, вести бухгалтерию и быть готовым к различного рода проверкам контролирующих органов. Однако, по ее данным, лишь незначительное количество компаний отвечает таким требованиям. В то же время права игроков, по оценкам юристов, достаточно хорошо защищает Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей).

МНЕНИЕ

Людмила Харитонова, управляющий партнер юридического агентства «Зарцын, Янковский и партнеры»:

«С точки зрения закона, организатор квеста оказывает потребителям услуги. Даже если не составляется отдельного письменного договора, что бывает довольно часто, отношения между организацией и потребителем регулируются законом о защите прав потребителей. А потребитель имеет право на качественные и безопасные услуги. Более того, в законе прямо указано, что исполнитель (в нашем случае организатор квеста) несет ответственность не только за свои действия при оказании услуг, но и за вред, причиненный использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для выполнения работ или оказания услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет (п. 4 ст. 14 закона о защите прав потребителей). Основываясь на этих положениях уже существующего законодательства, можно сказать, что создание отдельного регулирования не имеет большого смысла. Ведь потребитель и так защищен жестким законом о защите прав потребителей. А организатор квестов и без того обязан и обеспечивать безопасность, и возмещать вред, причиненный всем участникам».

Эксперты сошлись в том, что индустрия квестов в реальности не нуждается в дополнительном правовом регулировании, в частности, их не нужно признавать лицензируемым видом деятельности. Участники рынка полагают – это создаст существенные препятствия для потенциальных представителей индустрии, так как порог входа может оказаться слишком высоким, а юристы отмечают – не факт, что лицензирование повысит безопасность. «Я являюсь ярым противником лицензирования всего и вся. Потому что, как показывает практика, государство не в состоянии обеспечить контроль за всеми сферами деятельности, и от этого безопаснее у нас в тех сферах, которые лицензируются, не становится, как это ни печально», – заявил адвокат Алексей Михальчик.

В течение какого срока исковой давности защищаются права потребителей? Узнайте из материала «Судебная защита прав потребителей» в «Домашней правовой энциклопедии». Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Предполагается, что безопасность значительно эффективнее смогут обеспечить сами представители индустрии без привлечения государства, путем создания стандартов для квестов в рамках их объединений. В настоящее время, по словам представителей Национальной ассоциации участников квестиндустрии, создается комиссия, которая сформирует стандарт качества для таких игр. Причем контроль за организаторами квестов будет осуществляться через внутренние проверки, что позволит по результатам привлечь виновных лиц к ответственности, если будет выявлено нарушение прав потребителей.

Первые предложения относительно подобных стандартов качества уже поступили. Так, главный редактор независимого рейтингового агентства «Гильдия Квестов» Александра Мирзаханова считает необходимым обеспечить:

  • безопасность при нестандартных переходах из одной локации квеста в другую;
  • отсутствие порогов, дыр в полу и других неровностей пола в местах активного передвижения игроков или в плохо освещенных местах;
  • обработку краев лазов, низких балок, а также поверхностей, которые могут нанести повреждения (необработанное дерево, неоштукатуренные неровные стены и т. д.);
  • достаточное освещение в местах нестандартных переходов и там, где игрокам необходимо быстро передвигаться под воздействием эмоций.

Наряду с этим она считает необходимым убрать, заменить на бутафорские или затупить острые предметы в квесте и настоящее оружие. Также предлагается сделать едиными для всех перформансов режимы прохождения – в зависимости от степени физического воздействия на игроков – light (англ. – легкий), medium (англ. – средний), hard (англ. – тяжелый), а также hard с возможной физической болью. Не останется без внимания и предварительная работа с актерами на перформансах – не исключено, что для них разработают рекомендации по взаимодействию с игроками, причем с учетом рекомендаций психологов. Также для актеров могут определить максимально возможную продолжительность рабочего дня, чтобы исключить перегрузку.

Кроме того, предлагается сделать обязательным соблюдение возрастного ценза для участников на играх.

По мнению юристов, более четкой регламентации требуют и другие вопросы. Как отметил Алексей Михальчик, организаторы квестов должны тесно взаимодействовать с юристами и детализировать договоры с участниками игр. Таким образом, участник квеста должен понимать, какие обязательства накладываются на него в связи с оказываемой услугой. Указывается и на необходимость соблюдения баланса интересов – по мнению генерального директора юридического бюро «Мазурова и партнеры» Татьяны Калгановой, принцип добросовестности должны соблюдать и те, кто продает услугу, и те, кто ее приобретает. Имеется в виду, в частности, что участникам игр следует соблюдать технику безопасности, с которой игроков знакомят перед квестом.

К слову, сегодня многим командам перед игрой предлагают подписать документ, в соответствии с которым организаторы квеста не несут ответственности за полученные игроками повреждения. Такой подход Анна Черкасова назвала в корне неверным, имея в виду случаи, когда организаторы сами создают условия, при которых игроки могут получить травмы. В то же время игроки вынуждены подписывать подобные соглашения, ведь в противном случае их просто не пустят на квест.

МНЕНИЕ

Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:

«Ответственность компании, которая занимается квестами, аналогична ответственности любого парка развлечений. Несомненно, клиенты должны быть предупреждены о рисках и противопоказаниях, а в том случае, если это нигде не прописано, то при несчастном случае компания будет нести ответственность перед клиентом. Однако чаще всего игроки соглашаются с подобным документом, не прочитав его. В таком случае вся ответственность за последствия решения пройти квест переносится на клиента – он идет развлекаться на свой страх и риск. В случае отсутствия подобного документа, конечно же, компания будет нести ответственность за произошедшее с клиентом несчастье.

Можно ли будет взыскать с компании деньги при несчастном случае? Вот это уже вопрос спорный. Вы получите решение суда, но это не гарантирует материального возмещения».

В связи с тем, что индустрия квестов является достаточно молодой, юристы не исключают, что их внимания потребуют и другие вопросы – например, соблюдение авторского права, поскольку сегодня одни организаторы создают уникальные сценарии для игр, а другие нередко их заимствуют. Но на данном этапе развития квестов ключевым вопросом, требующим решения, эксперты называют обеспечение безопасности их участников, причем с учетом того, чтобы игры оставались интересными для последних.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.